Система Orphus

Учителя-логопеды
Осипова Е.В.
Зубрицкая М.В.
МБДОУ №25 д\с «Медвежонок»
Искитим 2013

Трудно переоценить значение общего развития ребенка дошкольного возраста. В отличие от всех последующих возрастных этапов именно в это время закладывается фундамент для любых специальных знаний, умений, отношения к окружающему миру.

Способность владеть языком и речью необычайно значима для нормального вхождения ребенка в общество. Наиболее точную информацию о состоянии речи дает анализ речевых ошибок. Для преодоления трудностей возникающих в работе с воспитанниками,имеющими речевые нарушения, используются игровые приемы.

Игровая деятельность является необходимым условием всесторонним развитием личности и интеллекта. Игра учит, формирует, изменяет, воспитывает, ведет за собой и создает зону ближайшего развития, стимулирует исследовательское поведение, направленное на поиск новой информации, а также развития познавательных способностей, любознательности.

Устранение речевых недостатков как в лексике, грамматике, фонетике требует достаточно много времени. В связи с этимпроблема целесообразного и адекватного применение дидактических игр и игровых приемах на разных этапах логопедической работы, приобретает большое теоритическое и практическое значение.

Как игровой метод обучения, дидактическая игра используется на занятиях для усвоения определенных способов умственных действий, систематизации, уточнения знаний.

Своеобразие дидактической игры отличается определенной структурой, содержащей обучающую и воспитывающую задачи, игровые действия и правила. Для ее выбора необходимо знать уровень подготовленности воспитанников, поскольку в играх они должны оперировать уже имеющими знаниями и представлениями. Определяя дидактическую задачу, нужно прежде всего представлять, какие знания детей должны осваиваться, закрепляться, какие умственные операции в связи с этим должны развиваться, какие качества личности можно формировать средствами данной игры (честность, скромность, наблюдательность, настойчивость в достижении поставленной цели, активность, самостоятельность и др.).

Проведение дидактических игр включает в себя:

  1. Ознакомление детей с содержанием игры, используемым в ней дидактическим материалом (показ картинок, предметов, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления о них);
  2. Объяснение хода и правил игры, при этом следует обращать внимание на поведение детей в соответствии с правилами, четкое их выполнение (что они запрещают, разрешают, предписывают);
  3. Показ игровых действий, в процессе которого дети учатся правильно выполнять их, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату (например, кто-то из ребят подсказывает отвечающему, вместо него подбирает картинки).
  4. Определение роли взрослого к игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);
  5. Подведение итогов игры – ответственный момент в руководстве ею. При подведении итогов педагог подчеркивает, что не сработало и почему, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.

По характеру используемого материала дидактические игры условно делятся на игры:

  • настольно-печатные;

Данные игры направлены на уточнение представлений об окружающем мире, систематизацию знаний, развитие мыслительных процессов и операций (анализ, синтез, обобщение, классификацию и др.), например:

«Парные картинки» (игровая задача состоит в их подборе по сходству);

«Лото» (основанное на принципе парности, уточняют знания детей, обогащают словарь);

«Домино» (принцип парности реализуется ч/з подбор карточек-картинок при очередном ходе, развивается память, сообразительность);

«Разрезные картинки» (направленные на развитие внимания, уточнение представлений, соотношение м/у целым и частью).

  • с предметами;

Данные игры направлены на классификацию предметов, на обобщение, на вычленение общего звука, на внимание, на развитие тактильных ощущений, например:

«Чудесный мешочек» (обогащение словаря, автоматизация звука);

«Собери картинку» (автоматизация и дифференциация звуков, классификация по признакам);

«Составь слово» (направленные на развитие слухового восприятия, звукового анализа и синтеза).

  • словесные;

«Подскажи словечко» (направлены на подбор рифмы);

«Найди слово в стихотворении с заданным звуком» (направлены на развитие фонематического слуха);

«Попробуй повторить» (на четкое проговаривание слов в скороговорках);

«Звуковое домино» (выделение данного звука и слова в словах).

Различная форма игр помогает развивать ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение; облегчает усвоение семантического значения и понимание морфемного состава сложных слов, развивает речемыслительные процессы.

© CopyRight МБДОУ Детский сад № 25 г. Искитим, 2012-2018, создание сайта: «Меридиан»