Система Orphus

Учитель – логопед
первой квалификационной
категории
Осипова Е. В.
МБДОУ №25 д\с «Медвежонок»

«Источники творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

В.А. Сухомлинский.

Рядом исследователей доказано (М.И.Кольцова, Е.И. Исенина, и др.), а практикой подтверждено, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении речи всех детей.

Художественный ручной труд  – это творческая работа с разными материалами, в процессе которой создается поделка. Он способствует становлению речи ребенка, подготавливает кисти рук к письму и, что не менее важно, повышает работоспособность коры головного мозга, стимулирующей развитие внимания, воображения, фантазии, воспитывает ко всему лучшему, справедливому.

В младшем дошкольном возрасте большую роль в развитии ручной моторики играет пальчиковая гимнастика. Ее можно делать и в старшем дошкольном возрасте в качестве разминки перед творческим занятием или в качестве отдыха.

Виды пальчиковой гимнастики.

1.Игры с резиночками – направленные на повышение упругости ручной мускулатуры.

2.Игры с кубиками, шнурками, веревочкой, шнурками, горохом, карандашом – обеспечивают хорошую тренировку пальцев.

3.Игры с разноцветными прищепками – стимулируют созревание клеток коры головного мозга путем механического сдавливания подушечек пальцев. Из прищепок можно сделать какой – либо предмет (стол, стул и т.д.), что способствует развитию фантазии, воображения.

4.Игры с разноцветными крышками от пластмассовых бутылок – выкладывая из них красочные предметы, узоры, дети закрепляют знания о цвете, форме, развивается воображение.

5.Игры со спичками (без головок), палочками – выкладывание геометрических форм,

цифр, букв, изображений предметов способствует формированию действий пальчиков с мелкими деталями, учит распределять предметы на листе бумаги в определенном порядке, развивает логическое мышление, фантазию.

6.Конструирование с помощью пальцев разных предметов, объектов (бинокль, волки т.д.) – хорошо подходит для мобилизации внимания, вызывает у детей ярко выраженный интерес и эмоциональный настрой.

7.Конструирование и составление с помощью пальцев предложений, маленьких рассказов – помогает обыграть, почувствовать зашифрованное слово и с помощью жестов как бы оживить предложение.

В процессе совместной деятельности речь детей активизируется, т.е. они проговаривают последовательность своей работы.

Совместные прогулки по парку, лесу, к реке беседы с детьми позволяют видеть природу, вглядываться в ее красоту, бесконечное богатство. Также можно собирать природный материал для поделок (шишки, красивые листочки, камушки, ракушки и т.п.).

Именно природный материал занимает в работе основное место, поскольку он таит в себе большие возможности и сближает ребенка с природой. Достаточно приглядеться к ее дарам, чтобы увидеть – в каждом листочке или корешке спрятано волшебство. Детская рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности в школе.

Природный материал, используемый для поделок.

1.Семена подсолнуха, еловые шишки, кукурузные початки – используются для изготовления самых разных игрушек: сказочных ежат, забавного гномика, Змея Горыныча. Надо только суметь увидеть их.

2.Чешуйки шишек ели, сосны, кедра, ананаса – служат основой для необыкновенно интересных поделок. Работая с ними, дети проявляют много старания, смекалки фантазии.

3.Работы из пуха тополя, чертополоха, одуванчика, ковыля, осота, как правило, получаются красивыми, легкими, воздушными. Здесь от детей требуется аккуратность, точность, усидчивость.

4.Перья птиц – очень благодарный материал. Работа с ним способствует развитию смекалки, выдумки, вызывает восторг и чувство удовлетворения.

5.Иголки хвойных деревьев, кора, листья, семена, стручки акации, косточки фруктов и ягод, апельсиновая, мандариновая кожура, лепестки цветов – служат основой аппликации.

6.Опилки, древесные стружки, яичная скорлупа, речной песок, камушки, бисер – используются для выкладывания мозаики.

7.Гречневая, перловая, манная, кукурузная, рисовая крупа, пшено, семена помидора, огурца, моркови, редиса, садовых цветов, кокосовые стружки – применяются для изготовления картин.

Природные материалы используемые для поделок настолько разнообразны, что все их невозможно перечислить. А главное – они доступны детям. Работа с ними удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха развивает трудовые умения и навыки.

Для формирования устойчивого интереса к работе с природным материалом используется устное народное творчество (загадки, потешки, скороговорки, стихотворения), художественная литература.

Существует немало других  материалов для развития мелкой ручной моторики:  бумага, бросовый материал (коробки, кусочки ткани, проволока); карандаши, шариковая  ручка, фломастеры.

Следовательно, есть основания рассматривать художественный ручной труд, как важный элемент гармоничного развития ребенка.

© CopyRight МБДОУ Детский сад № 25 г. Искитим, 2012-2018, создание сайта: «Меридиан»