Система Orphus

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  МЕТОДА  НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В КОРРЕКЦИИ ОБЩЕГО  НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

ЧТО ЖЕ ТАКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ?

Моделирование рассматривается  как совместная деятельность педагога и детей по построению, выбору и конструированию моделей.

Цель моделирования – обеспечить успешное освоение  детьми знаний об особенностях объектов природы, окружающем мире, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Моделирование основано на принципе замещения реальных предметов, предметами,  схематично изображенными или знаками. Модель дает возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься  от  несущественных в данном конкретном случае.

По мере осознания детьми  способа замещения признаков, связей между реальными объектами, их моделями становится возможным привлекать детей к совместному с педагогом, а затем и к собственному моделированию.

В процессе моделирования окружающих объектов совершенствуется ориентировочная деятельность, формируются перцептивные и практические действия.

МЕТОД НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Дошкольник лишен возможности, записать, сделать таблицу, отметить что-либо.  В детском саду в основном задействован только один вид памяти – вербальный. Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.

Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. С психологической точки зрения наглядное моделирование является ещё одной формой «опосредствования» окружающей действительности, которой овладевают дошкольники к 5-7 годам, и рассматривается в качестве основы общих умственных способностей.

Следовательно, актуальность использования метода наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:

во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей  характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему.

во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики».

в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ДАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ

Самостоятельного анализа ситуации или объекта.

Развития децентрации (умения менять точку отсчета, делать централизованной).

Развития замыслов-идей будущего продукта.

Формирование навыков наглядного моделирования происходит в определенной последовательности с постоянным повышением доли самостоятельного участия дошкольников.

НАГЛЯДНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ СОСТОИТ ИЗ СЛЕДУЮЩИХ ЭТАПОВ

Усвоение и анализ сенсорного материала.

В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет, а моделями связного высказывания может быть представлена полоска разноцветных кругов.

Перевод его на знаково-символический язык.

Любое моделирование  начинается с простого замещения предметов, ведущего к использованию символов и знаков.   Именно наглядные модели  наиболее применимы  и для занятий с детьми дошкольного возраста, потому, что ребенку намного легче представить предмет,  выявить отношения между предметами, их связями, видя их зрительно, а часто принимая участие в их создании.

Работа с моделью.

На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков  объекта, ориентированных на качественные характеристики (злой,  добрый, трусливый и т. п.).

В целях формирования моделирования, как правило, более целесообразен обратный порядок, при котором дети овладевают сначала применением моделей, а затем их построением.

Наиболее разнообразна и продуктивна работа с модельными схемами по развитию связной речи и творческому рассказыванию.
Моделирование достаточно распространено в различных областях научного знания, в том числе в специальной педагогике, которая разрабатывает теоретические и практические, аспекты образования и воспитания лиц с недостатками в физическом и психическом развитии. Следовательно, моделирование в специальной педагогике представляет собой целенаправленный процесс исправления психических (речевых) и физических недостатков развития у детей путем построения и изучения моделей каких либо явлений, предметов или систем.

ЗАДАЧИ

Целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обобщать их активную лексику.

Закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умения использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять предложения, рассказ.

Использовать модели звука в ходе звукового анализа (согласный, гласный, твердый, мягкий, глухой, звонкий и т.д), слова (определенный символ, с помощью которого обозначается его начало, середина и конец).

Закреплять понимание значений частей речи и грамматических категорий через наглядное моделирование.

Научить детей анализировать, синтезировать, абстрагировать, сравнивать, обобщать, использовать различные модели, схемы, мнемотаблицы, знаки, символы.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МОДЕЛИ

В ходе использования метода наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации – моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:

  • геометрические фигуры;
  • символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);
  • планы и условные обозначения, контрастная рамка.

В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания. Метод наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания:

  • пересказ;
  • составление рассказов по картине и серии картин;
  • описательный рассказ;
  • творческий рассказ.

Элементами плана рассказа, составленного по пейзажной картине, могут служить силуэтные изображения ее объектов, как явно присутствующих на картине, так и тех, которые могут быть выделены только по косвенным признакам.

В основе метода лежит использование заменителя (модели), в роли которого могут выступать другие предметы, реалистические и условные изображения, схемы, чертежи, планы, пиктограммы.

В качестве символов-заместителей при моделировании творческих рассказов используются:

  • предметные картинки;
  • силуэтные изображения;
  • геометрические фигуры.

Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка. 
Применение метода наглядного моделирования связного высказывания, применение которых повышает интерес детей к данному виду деятельности и позволяет добиться значительных результатов в коррекции речи дошкольников.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В КОРРЕКЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ

Использование наглядного моделирования в коррекционном процессе отвечает одному из основных принципов коррекционной педагогики – принципу обходного пути. Опираясь на первично сохранное зрительное восприятие и сформированное к старшему дошкольному возрасту наглядно-образное мышление, мы формируем речь в обход ведущих, но нарушенных функций речеслухового и речедвигательного анализаторов. Кроме этого, активное использование наглядного моделирования как метода обучения формирует и совершенствует саму умственную способность наглядного моделирования, которая обнаруживается при решении широкого круга как речевых, так и интеллектуальных задач.

В настоящее время в связи с введением ФГОС рядом исследователей наглядное моделирование рассматривается как одно из универсальных учебных действий. Использование наглядных моделей в коррекционном процессе само по себе не является инновацией, однако развитие наглядного моделирования как самостоятельной интеллектуальной способности в рамках речевой деятельности  является более современным подходом в образовании.

В логопедической работе моделирование выступает как определенный метод познания, с одной стороны, а с другой - как программа для анализа новых явлений.

НАПРАВЛЕНИЯ, ПО КОТОРЫМ ВЕДЁТСЯ КОРРЕКЦИОННАЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ПОМОЩЬЮ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

  • Коррекция звукопроизношения.
  • Формирование связей между акустическим и артикуляторным произношением звука.
  • Формирование навыков звукового анализа и синтеза слов  и представлений о структурных единицах языковой системы (звук – слово – предложение – текст).
  • Формирование лексико-грамматических категорий.
  • Профилактика и коррекция дисграфии и дислексии.

Каждый логопед ищет способ сделать процесс коррекционно-развивающего обучения наиболее эффективным. Использование моделей на логопедических занятиях позволяет этого добиться. Практика логопедической работы показывает, что метод наглядного моделирования является эффективным коррекционным средством. Он позволяет ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального (Т.В. Егорова, 1973; А.Н.Леонтьев,1981).
Использование моделей на логопедических занятиях ставит своей целью формирование представлений об основных признаках и структуре изучаемых объектов, об отношениях и связях между элементами этих объектов. Широкое применение получило знаково-символическое моделирование. Например, при формировании звукового анализа и синтеза используются графические схемы структуры предложения, слогового и звукового состава слова. Работа с моделью предполагает определенный уровень сформированности умственных операций у детей (анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения), что должен учитывать логопед при выборе моделей. Назначение модели – облегчить процесс усвоения ребенком предлагаемого ему материала, но достигнуть этого можно только, если модель отражает основные свойства объекта и доступна ребенку по возрасту.

ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

Формирование навыков наглядного моделирования происходит в определенной последовательности с постоянным повышением доли самостоятельного участия дошкольников. При развитии навыков наглядного моделирования решаются следующие дидактические задачи:

Знакомство с графическим способом представления информации.

Развитие умения дешифровки модели.

Формирование навыка самостоятельного моделирования.

Формирование фонематического восприятия - одно из наиболее сложных направлений работы, требующее поиска новых методических путей.

Коррекционная задача состоит в том, чтобы слово, которое ребенок воспринимает как неразрывно звучащий комплекс, сделать объектом специального внимания.

Опираясь на опыт работы В.М. Акименко по применению моделей артикуляции звуков, мы используем на занятиях знаки - символы артикуляции звуков. Это помогает нам обучить детей интонационно выделять звук в слове, называть слова с заданным звуком, находить и соотносить позицию звука в слове, знакомятся с гласными и согласными звуками при помощи графических символов, различают твердость и мягкость звука, выделяют ударный гласный.

При изучении звуков мы даем детям их характеристику – описание артикуляционных и акустических свойств. Для детей это абстрактные, не видимые понятия. Поэтому необходима зрительная опора в виде графических схем, символов, опираясь на которые дети могут рассказать о любом звуке, могут сравнить звуки и наглядно их увидеть. Моделирование звуковой структуры слова происходит с помощью букв. Реализация данного навыка на начальной стадии обучения грамоте происходит в два этапа: сначала выполняется фонологическое структурирование звуковой стороны слова, то есть установление временной последовательности фонем, из которых оно состоит, а затем производится трансформация временной последовательности фонем в пространственную последовательность букв.

С помощью моделей звуков ребенок дает характеристики разных звуков: гласный – согласный, согласный – звонкий и глухой, твердый и мягкий, учатся самостоятельно находить общее и различное  в артикуляции и характеристиках звуков.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА И ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ

«Звуковой домик»

«Место звука в слове»

«Светофорчик»

«Звуковая мозаика»

«Пирамидка»

«Твердый-мягкий»

 

 

 

 

 

 

«Первый-последний»

«Место звука в слове»

«Собери цветок»

«Собери букву»

«Прочти схему»

«Подбери следы»

ПРЕОДОЛЕНИЕ НАРУШЕНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова. Здесь мы используем наряду с символами и графические схемы.       Они дали хорошие результаты в работе над преодолением нарушения слоговой структуры слов, при формировании лексико-грамматического строя речи, обучении связной речи, коррекции фонематического недоразвития и при подготовке детей к обучению грамоте. Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков. Наглядное моделирование позволяет детям представить структуру слова, пользуясь заместителями слогов, определять количество слогов, соотносить слово со слоговой схемой.

СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА СЛОВА

«Собери цветок»

«Собери цветок»

«Спичка – ватка»

«Собери цветок»

ПРЕОДОЛЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

ЛЕКСИКО–ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ

«Из чего, какой сок?»

«Дикие и домашние животные»

«Мама и детеныши», «Назови ласково»

«Собери снеговика»

«Классификация транспорта»

«Путешествие маленькой машинки»

ОБУЧЕНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Следующее направление нашей работы - обучение детей связной речи, т.е. умению четко, последовательно излагать свои мысли. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

На занятиях мы используем опорные таблицы - схемы для составления предложений,  описательных рассказов. Эти опорные таблицы представляют ребенку план рассказа, о каком - либо предмете. В каждой ячейке схемы даются опорные картинки – подсказки. Такие схемы используем по лексическим темам модуля ДОУ.

Схема по конкретной лексической теме является универсальной для любого предмета в её рамках.

Особое место в коррекционной работе по развитию речи с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц. Мнемотаблица – это таблица, в которую заложена определенная информация. Овладение приемами работы с ней значительно сокращает время обучения  пересказыванию и составлению рассказов. Мы придерживаемся следующего порядка работы с мнемотаблицами:

Рассматривается таблица и то, что на ней изображено.

Осуществляется так называемое перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в конкретные образы.

После перекодирования осуществляется пересказ содержания с опорой на символы.

Опорным в мнемотаблице является последовательное изображение символов, через которые идет осознание пересказываемого текста или процесса описания объекта.

Наглядное моделирование также использую в работе над всеми видами связного высказывания, будь то пересказ, составление рассказа по картине и серии картин или описательный рассказ.

На этом этапе метод наглядного моделирования способствует  усвоению принципа замещения, т.е умения обозначать персонажей и атрибуты персонажей художественного произведения заместителями. Он помогает  овладению умением выделять значимые для развития сюжета фрагменты картины, определять взаимосвязь между ними и объединять их в один сюжет. Данный метод обеспечивает формированию умения создавать особый замысел и разворачивать  полный рассказ с различными деталями и событиями.

Использование схем при составлении описательных рассказов и пересказов заметно облегчает дошкольникам с ОНР овладение связной речью. Кроме того, наличие зрительного плана делает такие рассказы четкими, связными, полными, последовательными.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

«Придумай предложение по схеме»

«Придумай предложение по схеме»

«Придумай предложение по схеме»

«Гусеница»

«Выложи предложение из моделей»

СВЯЗНОЕ РАССКАЗЫВАНИЕ

Составление фраз-высказываний по отдельным ситуационным картинкам, предметам, схемам

ВЫВОД: Таким образом, опыт нашей работы показал, что метод наглядного моделирования – эффективное коррекционное средство. Наблюдения за развитием детей показали, что знаково-символическая  деятельность:

  • Позволяет ребёнку использовать все каналы восприятия (сочетание зрительных, слуховых, кинестетических ощущений).
  • Создаёт условия для более прочного усвоения информации; улучшает обратную связь между восприятием и практическим усвоением всех компонентов языковой системы.
  • Способствует развитию наглядно-образного и логического мышления; способствует развитию творческой и познавательной активности дошкольников.
  • Развивает способность мысленно-практического экспериментирования.
  • Создаёт ситуацию успеха в деятельности.
  • Расширяет поле готовности детей дошкольного возраста к обучению в начальной школе.

учителя-логопеды

Осипова Е.В.

Зубрицкая М.В.

© CopyRight МБДОУ Детский сад № 25 г. Искитим, 2012-2018, создание сайта: «Меридиан»